Пик Кахиани
Обычные люди в гору не ходят. Обычные люди гору обходят. Но это уж точно не наш метод!

Автор Корсаков Сергей
Гора, которую покорить способен далеко не каждый.

Изначально в программе нашего кэмпа не было этого маршрута. Мы должны были идти вдоль канатной дороги до станции "Мир" – как вы понимаете, живописность маршрута оставляла желать лучшего. А вот за день до выхода в интернете мне встретился интересный рассказ про Пик Кахиани. Конечно же, сразу захотелось покорить этот маршрут. После разговора с ребятами, которые накануне прошли такой тропой, стало понятно, что не всем участникам нашего кэмпа маршрут будет по плечу – и мы решили идти только подготовленной группой.

Такси до Поляны Чегет (200р) – именно здесь начинается тропа к пику горы. Переходим бурную горную реку по деревянному пешеходному мосту и двигаемся вдоль неё. Здесь даже есть очень хорошо протоптанная тропа.

Вдоль одного из притоков реки мы поворачиваем налево, и тропа резко начинает идти вверх. Местами дорога пропадает, но интуитивно понятно, в каком направлении нужно идти. На maps.me здесь нет тропы, поэтому ориентируемся только по течению реки – ведь нам надо выйти почти к её горному истоку.

Где-то идем по руслу реки, где-то приходится карабкаться вверх на четвереньках, а где-то передвигаемся по грудь в траве – а она, зараза, еще и колючая попадается. Иногда тропинка обрывается, приходилось немного возвращаться и переходить на ответвление. Но здесь мы быстро сориентировались и начали смотреть, в каком направлении примята трава: если навстречу нам, то скорее всего, это тупиковая дорога и люди возвращались по ней. Такой дедукции позавидовал бы сам Шерлок Холмс.

Идем дальше. Наконец, лес и высокая трава подходят к концу. Но начинаются камни. Мы видим гребень, на который нам надо подняться, и решаем идти по прямой вверх – лёгких путей мы никогда не искали! Здесь крутизна склона увеличивается: чтобы примерно понять, представьте, что вы встали вплотную к своей кровати и вам нужно зашагнуть на нее. Вот примерно таким был каждый наш шаг в течение ближайшего часа.

Дальше ландшафт становится еще интереснее: начинаются камни, которые по мере набора высоты становятся всё крупнее и крупнее, пока не достигают размера "кухни Георгия" (это наша местная шутка, но суть в том, что камни были размером 5х5м). Идти здесь надо аккуратно, постоянно выбирая, куда наступить, так как камни могут быть "живыми" и покатиться вниз. Палки на этом моменте становятся не нужны, ведь самым быстрым и надежным способом подъема в этом месте получается "четырехшажный ход".
Хочешь поехать с нами в лучшие кэмпы?
Узнай о ближайших поездках!
Спустя 3,5 часа мы оказываемся на гребне, с которого можно либо пойти вниз на другую сторону горы и выйти на Поляну Нарзанов, либо дойти до самой вершины, которая визуально находилась в 10 минут ходьбы от нас, но на деле дорога к ней заняла еще около 40-50 минут. Здесь уже пришлось вспоминать навыки скалолазания. Отвесных скал не было, но местами встречались такие участки, где при неаккуратном движении можно было соскользнуть и сорваться вниз, где уже остановиться было мало шансов – а учитывая, что до вершины ты доходишь с определенной степенью усталости, то тренеру (мне) надо было быть предельно внимательным. Выбирать нужно было самый надежный маршрут, где всегда можно уверенно зацепиться за камни.
Виды и эмоции потрясающие! Особенно тогда, когда ты добираешься до вершины. Высота здесь 3367 метров над уровнем моря. Надо осмотреться на вершине, сделать несколько фотографий. Кстати, здесь лежит портсигар, в который можно вписать свою имя в качестве покорителя данной вершины – правда вот ручку или карандаш надо иметь свои. Жаль только, что об этом мы узнали, только придя к этому „хранителю имен"! Более того, нам и с погодой повезло до такой степени, что на вершине пика мы легли на камни, которые к тому же были теплые, и заснули на 30 минут.

Но все хорошее когда-то должно заканчиваться – так и наш сон подошел к концу, и пришла пора спускаться.

Открываешь глаза, видишь перед собой вершины гор, вдыхаешь чистый воздух. Не понимаешь, а правда ли ты проснулся?

Но нет, время идет, и нам предстоит еще долгий и опасный спуск. Выдвигаемся.

Первые полчаса мы провели на попе, плавно сползая по камням – теперь становится понятным предназначение упражнения "тараканчик". Этот стиль спуска мы прозвали «пятишажным» :D Благополучно находим тропу, которая круто идет вниз, и плавно спускаемся по ней. Нам предстоит дойти до истока реки, а дальше уже спуск пойдет вдоль нее.
Провизия и вода, как по сговору, закончились на самой вершине сразу у всех нас четверых. Поэтому очень хотелось побыстрее дойти до реки, чтобы хоть немного утолить жажду. Но каково же было наше удивление, когда мы встретили обоз с подкреплением. Два наших одноклубника вышли со стороны Поляны Нарзанов и ждали нас на большом камне прямо у истоков реки. Как голодные хищники, мы накинулись на весь провиант, который у них был: колбаса, изюм, сухофрукты, шоколад, свежие фрукты. Достаточно утолив жажду, наша группа продолжила спуск.

В одном месте надо перейти реку, которая уже достаточно набрала течение. Чтобы оставить обувь сухой, мы снимаем кроссовки и берем брод босиком. Здесь надо быть начеку, ведь камни очень скользкие, течение всегда толкает тебя вниз, и при всем при этом вода еще ледяная – она может довести стопы до онемения.

Далее спуск идет вдоль реки, где местами тропа проходит через камни, уводит в поле, где растет нескончаемое множество разных цветов с неповторимым ароматом, и доводит до березовой рощи, где финишный отрезок трассы идет круто вниз – да так круто, что пару раз при сбегании мы приземлялись на попу.

И вот мы попадаем в населенный пункт Поляна Нарзанов, где сразу же стоят предательски вкусно пахнущие "шашлычные", которые и нас затащили в свое логово. Не поесть было нереально, поэтому шашлык из баранины и пару вкусных хычинов улетели только так.

Вывод какой? Маршрут очень интересный и разнообразный. Туристов здесь крайне мало, поэтому на трассе чувствуется некоторая дикость и единение с природой. Сложность маршрута подойдет далеко не каждому, поэтому перед началом похода несколько раз оцените свои силы. В любом случае, если вы не в уверены в себе на 100%, то лучше идти со стороны Поляны Нарзанов – здесь хорошая и понятная тропа, по которой всегда можно развернуться и пойти назад.

Наш же маршрут со всеми остановками занял 7 часов.